О дизайне и целесообразности
Я помню, как когда-то, несколько лет назад, наткнулся на пост в интернете примерно такого содержания. И помню свои восторги по поводу того, какие молодцы дизайнеры, которые такое придумывают!
Спору нет — действительно молодцы, поскольку работы и правда креативные. Но есть одно НО. И это НО всплыло сегодня совершенно случайно.
Удобно устроившись перекусить после длительного напряженного разговора, я по привычке потянулся в карман своей сумки за только недавно полученной визиткой, чтобы получше ее рассмотреть — не ахти какая выразительная, но из очень плотной золоченой бумаги да еще и с ламинатом. Я достал визитницу, дабы заполнить еще один ее кармашек новым коллекционным экземпляром. И вот здесь случилась та самая мелочь: мне потребовалось немало сил и времени, чтобы запихнуть ее в кармашек, чуть не порвав его — визитка попросту была слишком толстой.
А, если разобраться, каков вселенский смысл визитки? В первую очередь — это предоставить человеку свою контактную информацию в удобном виде. Визитницы делаются для того, чтобы можно было всегда под рукой иметь множество визиток в удобном виде… Задача «удивить» человека, которому дается эта визитка, и его друзей и близких — второстепенна. Другими словами, имеет более низкий приоритет.
Давайте представим, какова судьба безусловно очень оригинальной визитки, например, такой или вот такой: человек получает ее, очень радуется и изумляется ее дизайну, в течение дня демонстрирует своим друзьям и знакомым и… кладет ее куда-то на полку, потому что носить с собой такое (а если таких еще и несколько разных) — абсолютно невозможно (если только вы не с рюкзаком для визиток путешествуете). И получается, что такая вот оригинальность играет против людей, которые на них обозначены: когда эта визитка действительно потребуется, ее просто не окажется под рукой, но обязательно будет какая-то другая, менее оригинальная, вписывающаяся в формат 9 х 5 сантиметров, тонкая, прекрасно разместившаяся в визитнице, которая у человека всегда при себе. И, если адресат на этой визитке оказывает те же услуги, скорее всего, ему и позвонят.
Вывод: при проектировании любого изделия необходимо опираться на задачи, которые оно должно решать, выделив среди них главные и второстепенные. Другими словами, дизайн, прежде всего, должен решать задачу функциональности объекта дизайна, а затем уже красоты и «наворотов», чтобы изумлять. Лучшее изумление — от удобства использования. Этим дизайн от искусства и отличается.