Уметь бросить
Не так давно я открыл для себя, пожалуй, древнейшую из игр человечества, называющуся «Го» («Вейчи» в Китае или «Бадук» в Корее). И вот что интересного я для себя отметил: когда я смотрю на партию новичков и не очень опытных любителей, то все партии получаются неинтересные, скучные… «некрасивые» одним словом, а разрыв в счете между победителем и проигравшим в итоге составляет от нескольких десятков до чуть ли не 100–150 очков (а то и больше).
А когда смотришь на игру пофессионалов, она захватывает настолько, что ты забываешь обо всем вокруг — потрясающие ходы и удивительная постоянная гармония белых и черных камней на доске, — ты становишься настолько увлечен игрой, что часы пролетают незаметно. А в итоге разница в счете между игроками практически никогда не превышает 3-4 очка… да и то 4 очка — это уже существенный перевес.
И вот я заметил, что одно из основных отличий в игре новичков и профессионалов заключается в том, что новички легко сцепляются в локальных «драках», а ходы в другие места на доске делают только когда у них заканчиваются ходы в месте сражения — при этом они там либо безоговорочно победили, либо потерпели сокрушительное поражение. Когда же играют профессионалы, они с каждым своим ходом, прежде чем поставить каждый новый камень, оценивают ситуацию на всей доске в целом, и делают ход, который будет лучше всего не для конкретной ситуации на участке доски, а для ситуации для него на всей доске вцелом.
С каждым ходом ситуация на доске сильно меняется (хоть это зачастую и не столь очевидно). И с каждым ходом Про переоценивает ситуацию заново. Он легко не доигрывает там, где почти победил давая возможность сопернику сделать там один лишний ход, который может свести на нет его усилия, если видит, что где-то на доске появилась возможность для более важного хода. Или без колебаний делает ход, который даже хорошие игроки посчитали бы самоубийственным, и который в итоге приносит еще 2 очка и игрок побеждает с преимуществом в 0,5 очка…
Для не очень опытных игроков ситуация на доске не представляет ясности (в плане преимущества того или другого игрока) до самого конца игры.
А что же в жизни? Ведь по одной из легенд доска Го представляет собой всю Вселенную, по другой — нейтральное поле, за территорию на котором сражаются два генерала… а если вникнуть в игру, и как отмечают многие игроки Го, эта игра отлично представляет собой нашу жизнь… правда, в несколько непривычных условных обозначениях.
Так вот в жизни мы очень часто, как неопытные новички, стараемся всеми силами достигнуть какой-то локальной, маленькой цели, совершенно забывая о том, что еще не разыграно целое поле жизни. Не допуская для себя возможности бросить что-то здесь, что на самом деле уже и не особо важно. Доигрываем в заведомо проигранных ситуациях, или там, где уже давным-давно одержали победу, вместо того, чтобы разумно тратить имеющиеся ходы на дальнейшее развитие ситуации.
Вот и получается, что одни успевают сделать многое, а другие — сидят в своем углу с тремя очками территории… Просто те, кто смогли, немного лучше оценили эту игру и вовремя бросили доигрывать там, где игра перестала стоить свеч.