О выборе, свободе и вере
Выбор есть у каждого из нас: верить или не верить, принимать ответственность или не принимать, смотреть через розовые очки или через серые, радоваться этой жизни или все свои годы, сколько есть, ненавидеть ее. В конце-концов, если разобраться, все в нашей жизни вопрос веры и выбора. А если сформулировать еще чуть точнее: вопрос выбора веры.
Например, кто-то верит в бога. А кто-то верит в то, что его нет. Почти все верят в правоту евклидовой геометрии, также, как почти все — в несостоятельность алхимии. Кто-то верит в НЛО, а кто-то — в лучи солнца, отраженные Венерой и преломленные в облаках метана. Кто-то верит, что живет несколько жизней, а кто-то верит, что всего одну.
Получается, что, как ни крути, первоочередным остается именно вопрос веры, доверия, а не знания. Да и насколько существенно это «знание» по сравнению с понятием веры? Я имею ввиду, что знания строятся на вере людей в изначальные постулаты, называющиеся в науке «аксиомами» — их нельзя доказать (по определению), в них можно только что? Правильно! Верить. «Аксиомы — очевидны», скажет кто-то, «Что там доказывать?» В нашей жизни очень много чего, якобы, очевидного, — только часть этого очевидного укладывается в привычную картину мира, а часть — нет, потому вычеркивается из нее. За сим оставим вопрос «очевидности». Если быть честным, то надо признаться: наука — также основана на вере.
Получается, что мы все равно не знаем и никогда не узнаем, «как дела обстоят на самом деле». Вероятно, это и есть «несуществование» объективности как таковой. В каждый момент времени человек, общество, цивилизация верит во что-то… и живет с этим.
То есть, каждый человек, осознанно ли, под давлением ли всю свою жизнь совершает выбор: верить в то, или в иное. Нам говорят, что Евклид был прав. И мы выбираем веру в его правоту. Конечно, на тот момент нам никто особой альтернативы не дает, но сути дела это не меняет. Правда, спустя лет десять уже сложно поверить во что-то противоположное, но, опять же, выбор остается всегда. Можно выбрать (фактичкески, внутренне решить для себя и поверить в это), что мы одни во Вселенной, а можно выбрать существование «зеленых человечков», можно выбрать жизнь настоящим с верой в будущее, а можно выбрать постоянную зависимость от прошлого, можно выбрать веру в жизнь, где ты достигнешь своих целей и пойти учиться туда, к чему лежит душа, а можно выбрать веру в то, что тебе ничего не светит и пойти учиться на «престижную» специальность. И всегда это будет выбор. Даже если вы выбрали ничего не выбирать: вы выбрали, чтобы кто-то что-то решил (выбрал) за вас. Но, все равно, это будет ваш личный выбор изначально.
Делать выбор не всегда легко — ведь если выбираемый вариант не укладывается в систему, в которую ты верил до этого, приходится перестраиваться. Но перестраиваться, или нет, — также — выбор.
А еще есть свобода. Это такое понятие, которое вообще каждый толкует как хочет. Но, если разобраться, свобода лучше всего проявляется именно в свободе выбора (о чем писали все газеты) — ведь выбор совершается именно внутри человека, в сознании, в душе, — он находится под контролем только самого человека лично. А ведь именно выбор, выбор веры определяет то, в каком мире и как живет человек, что для него справедливо, а что — нет; и в этом выборе человек всегда свободен, потому что даже под давлением мы всегда различаем, с чем мы внешне, якобы, согласились, а что думаем на самом деле.
И даже читая все это, вы также совершаете выбор: согласиться с написанным, или считать это полной чушью. И вы будете верить в то, что решили. И вы совершенно свободны в этом.