Открытые концовки
Открытые концовки — они как расстегнутые ширинки. Вот ты смотришь на человека: одет прилично и опрятно, волосы хорошо подстрижены и уложены, лицо выбритое, пылающий взор устремлен к горизонту, одежда по размеру, обувь начищена и блестит, на брюках ни пятнышка, хоть на улице и сыро... и тут краем глаза замечаешь, что магазин барина сегодня открыт допоздна.
И в этот самый момент образ эдакого Эдмона Дантеса в лучшие годы начинает бледнеть — перед тобой стоит все тот же почти безупречно выглядящий господин, но все впечатление портит одна маленькая деталь. И тускнеет обувь, и взор уже не кажется таким пылающим...
Есть мнение, что такие концовки открывают простор для диалогов... Извините, диалогов кого с кем?
Зрителя со зрителем? Зритель/читатель/слушатель и так обсудит с другим зрителем/читателем/слушателем произведение, будет там открытая концовка, закрытая, или вообще не будет таковой. Зритель как бы «выслушал» автора, а затем так или иначе заводит обсуждение с другим зрителем, мол «слышал, что там этот вот сказал? А ты что думаешь?» — и понеслась.
Зрителя с автором? Пардон, но произведение искусства — это всегда монолог. Диалог подразумевает обмен информацией, который в процессе может привести к чему-то (или не привести). А произведение искусства — это высказывание. И мне как человеку, которому это высказывание сообщают, хочется услышать, в чем суть, чтобы затем уже сформировать свое отношение к вопросу и обсудить его с другими зрителями.
Не угадать, не домыслить за автора то, что он сам не смог, — а понять, что он хотел сказать, обратившись ко мне. Высказывание безусловно может быть аллегорическим, завуалированным, выраженным в полунамеках или ассоциациях, но оно должно содержать законченную мысль.
Открытые концовки зачастую больше похожи на импотенцию автора, чем на гениальный творческий прием.