Рецензии и обзоры
February 15, 2020

Ad Astra (2019): почти хороший фильм

В целом этот фильм есть за что похвалить, но, к сожалению, и проблем хватает. Я хочу рассмотреть и то, и другое, а также предложить, как можно было бы исправить отдельные моменты, чтобы фильм стал лучше.

Важно: статья содержит спойлеры!

Атмосфера фильма

Тема одиночества в космосе, являющаяся фактически основной темой фильма, читается во всем. В пустом космосе, в пустой поверхности Луны и Марса, в отрешённости главного героя, в звенящей тишине, особенно непривычной зрителю в моменты событий в космосе.

Авторы фильма постоянно подчёркивают эту пустоту вселенной, ставя ей в противовес людей, которые нас окружают в повседневной жизни. Собственно, в этом заключается идея фильма: мы одни в этом огромном пространстве, давайте же ценить друг-друга. Идея, в общем-то, хорошая. Избитая, но хорошая... Есть, правда, нюансы, и о них я ещё скажу. Здесь же хочу отметить, что выразительные средства, подчёркивающие контраст между «пустым там» и «живым здесь», работают отлично и подобраны очень хорошо.

Актеры

Бред Питт, Томми Ли Джонс, Дональд Сазерленд, Лив Тайлер — такой звездный состав фильма просто не может провалить его.

Правда, как следует раскрыться удалось только персонажу Бреда Питта, Ли Джонса и Сазерленда просто было приятно видеть в кадре и было немного жаль, что экранного времени у них так мало. Лив Тайлер вообще появилась всего на несколько секунд и ее вклад в фильм был минимален. Тем не менее, всех было приятно видеть, все молодцы.

История и идея

Нельзя не сказать, что история получилась понятной, а идею авторы полноценно донесли и подкрепили разными выразительными средствами.

И... пожалуй, это все, что хочется сказать про историю и идею, потому что именно к этой части фильма у меня больше всего вопросов.

Теперь о проблемных местах. Я не буду углубляться в разбор каждой мелочи фильма — уверен, есть много блоггеров, которые с радостью препарируют это кино. Меня интересует драматургия и уж совсем явные прорехи в истории, фактах и мире, воплощенном на экране.

Время действия и технологии

Нам говорят о «недалеком будущем» при этом показывают базы на Луне и на Марсе, а также говорят, что человечество летает по всей Солнечной системе (да, это первые полеты в истории, но тем не менее). На Марсе есть девушка почти сорока лет, которая говорит, что родилась уже на этой станции. Значит, круглым счётом уже 40 лет назад эта база существовала. Сколько лет нужно, чтобы ее построить от нашего 2020 года? Оптимисты бы сказали, что лет 30. Пессимисты, сказали бы, что никогда называли бы числа порядка 60-120 лет. Думаю, можно предположить, что действие разворачивается примерно через сто лет от нашего времени. Ведь баз несколько и существуют даже рейсовые полеты.

И тут же нам показывают ракету, у которой стартовая ступень просто отваливается после запуска и, вероятно, сгорает в атмосфере. Что же стало с наработками Илона Маска? Да, возможно, нам просто не показали, что она спокойно приземляется на взлетную площадку (или, хотя бы, в Тихий океан, где ее уже ждут специалисты), но тем не менее, вопрос возник: ведь попытки сохранить использованные ступени предпринимаются, чтобы значительно сократить расходы на запуски. А если они все также сгорают, то космические полеты — по-прежнему крайне дорогое удовольствие.

Остальные технологии тоже не почти не отличаются от тех, что мы видим сегодня. По фильму выходит, что за 100 лет космонавтика никак не изменилась. Я думаю, авторы сделали это намеренно, чтобы фильм выглядел как можно реалистичнее (читая текст дальше, напоминайте себе, что авторы сделали упор на реализм), но, всё-таки, это странно.

Люди

Человек никак не изменился. На этом делает акцент главный герой и это демонстрируют нам в сцене погони на Луне. Возможно. Такого промежутка времени и правда может быть недостаточно, чтобы сознание людей как-то поменялось, но раз мы говорим о малом временном промежутке, и видим, что полеты на Луну осуществляются ракетами — как получилось, что там появились эти бандиты? Они зайцами долетали на ракетах и втихаря строили свою базу? Из чего? Чем? Кто им скафандры выдал хотя бы? Или там на одиночных лунных базах ресурсов столько, что никто ничего не замечал? Или это одичавшие сотрудники NASA, захватившие одну из баз изнутри?

Главный герой говорит о войне. Возможно, речь идёт о войне с другими государствами Земли (и эти рейдеры — они русские, или китайцы), но это ещё более странно: неужели подобные межпланетные программы осуществляются странами независимо? Сегодня космос объявлен территорией без границ государств и все орбитальные станции — международные. А если каждая страна уже сама строит свои базы без помощи всего мира, то это не такое уж и «ближайшее будущее», и в фильме нам показывают совсем устаревшие технологии.

При этом главный герой как космонавт постоянно проходит психический мониторинг (и, возвращаясь к технологиям: здесь мы видим единственное подобие нейросети в действии — больше ничего подобного нигде не встречается). Логично предположить, что такие проверки проходят все космонавты. Тогда становится неясно, как к полету допустили истеричного пилота, отвозившего главного героя на Марс? Того, который потерял самообладание и не смог перейти на ручное управление, а позже еще и догадался выстрелить в космическом корабле.

Сюжет и события

На этом пункте придется остановиться подробнее

1. Полет на Марс

За весь фильм я так и не понял, зачем было везти главного героя на Марс. Нет, понятно, что по сюжету сигнал до Нептуна можно послать только оттуда, но когда он прилетел на Марс, нужные люди были в курсе, кто к ним летит и зачем — значит, связь с Землей у Марса была. Как — неважно. Важно, что сигнал от Марса до Нептуна в лучшем случае дойдет примерно за 4 часа (28,5 а.е. × 8,33 мин. = 3,95 час.), плюс столько же на обратный путь — итого, 8 часов от момента передачи сообщения до получения ответа, если абонент ответил сразу. Тут есть еще вопрос, зачем они после передачи каждого сообщения сидели и чего-то выжидали в своем радиоузле? Можно же было отправить и спокойно отправляться по своим делам. Но это можно считать придиркой.

При тех же расчетах сигнал от Земли до Марса будет идти всего 4 минуты. Что мешает записать сообщение главного героя на Земле, отправить его на Марс и передать на Нептун; а, получив ответ, записать новое сообщение и опять переслать его через Марс? Зачем все эти риски и растраты? Прямого разговора все равно не получится, а 8 часов, или 8 часов и 8 минут между ответами — разницы практически нет.

Получается, что это нужно только ради развития сюжета.

2. Ненужные события

Таких в фильме я увидел два: нападение рейдеров и посещение разбитого корабля с обезьянами. Эти события ничего не делают для сюжета и никак не раскрывают персонажей. Есть ощущение, что их вставили просто, чтобы в фильме был хоть какой-нибудь «экшон» и хронометраж дотянул до 2 часов.

Можно было бы сказать, что из-за нападения рейдеров из сюжета выбывает персонаж Сазерленда, что это побуждает его передать главному герою флешку с секретными данными, но это чушь. Старик мог бы вообще никуда не лететь. В силу возраста (кстати, в каком вообще возрасте астронавтам уже нельзя никуда летать?) он мог быть просто каким-нибудь начальником «два-дня-до-пенсии» на Земле, и передать Рою МакБрайду информацию в укромном месте.

Эта сцена — единственное подтверждение какого-то конфликта, о котором упоминает главный герой. Но про сам конфликт мы уже поговорили, и от того это нападение кажется еще более нелепым. Но, главное, не нужным сюжетно: это не изменило героя, про событие тут же все забыли, а всё, к чему оно привело, могло бы случиться и без подобного усложнения.

Вторая сцена — еще более ненужная. Корабль принимает сигнал SOS и отправляется на помощь. В момент, когда герои вошли в «мертвый корабль», я не заметил никакого указания о восстановлении давления и воздуха в отсеке, поэтому когда потом на них напала обезьяна, первой мыслью было «как оно тут дышит?!» Но, видимо, это просто осталось за кадром и атмосфера на корабле, все же, сохранилась.

Большее недоумение вызывает «скотч всемогущий» который (как мы знаем по «Марсианину», может и полиэтилен удержать во время бури) с легкостью заменяет разбитое стекло шлема, защищая разом и от разгерметизации, и от декомпрессии, и от перепада температур (в космосе -270°С, если что), и от радиации. Рой на момент вывоза тела капитана не знал, что тот мертв (ведь он просит подготовить мед. отсек), так что его действия однозначно должны были сохранить жизнь астронавта. В итоге все заканчивается похоронами (я так понимаю, что набожность американских астронавтов также никуда не делась и через 100 лет?)

Получается, что эта сцена была нужна, чтобы... что? Убрать капитана из истории? Зачем? Он ни на что не влиял вообще. Показать, что прогресс в лице биологических исследований привел к такому факапу? Это, кстати, возможно — при желании в фильме можно найти несколько мыслей, сводящихся к тому, что «прогресс — зло, он нам не нужен, исследования космоса — бессмысленная трата времени, нам нужен просто дом, бог и человек рядом». Но даже если так, эти события никаким образом не меняют ход истории, о них позже никто не вспоминает, и на персонажей фильма они никак не действуют.

3. Старый космический корабль

Когда главный герой попадает на корабль отца (про кольца Нептуна я потом отдельно скажу), он там находит катализатор антивещества, работа которого вызывает те самые вспышки, которые нужно прекратить. Что удивительно, вспышки, которые выводят из строя приборы на Земле, Луне и Марсе, совершенно не затрагивают электронику корабля.

Также хочется знать, за счет чего все эти годы питаются системы корабля, который находится так далеко от Солнца, что солнечные батареи просто бессмысленны. Возможно, этот катализатор и был источником энергии, который просто начал сбоить, но и этого нам не уточняют.

Касательно же антивещества и атомной бомбы, на сегодняшний день известно, что контакт материи и антиматерии грозит взрывом, мощность которого с атомным не сопоставима. Так ли хороша идея осуществлять ядерный взрыв рядом с прибором, который производит антивещество? Если тот в «спокойном» состоянии производит вспышки, вырубающие электронику во всей солнечной системе, какой силы выброс спровоцирует атомный взрыв?

Ну, судя по фильму, ничего страшного не произойдет.

4. Возвращение

Когда Рой МакБрайд смотрел вслед улетающей капсуле, которая не смогла пристыковаться к кораблю его отца, я был уверен, что он должен будет остаться на этом корабле. Пролететь расстояние между двумя кораблями, которое еще и разделено кольцами Нептуна без капсулы — невозможно? Вовсе нет!

Хоть расстояние между камнями в кольцах может достигать нескольких километров, а не сантиметров, как показывает фильм, одного удара достаточно, чтобы значительно отклонить траекторию объекта, движущегося в невесомости по инерции. Черт, вы же это сами показали на примере капсулы! Ее так качнуло, что только за счет двигателей Рой смог ее выправить.

Допустим он смог рассчитать/почувствовать траекторию запуска себя с вращающейся антенны — в идеальных условиях он смог бы долететь до корабля даже просто оттолкнувшись ногами. Но достаточно ли этого импульса, чтобы на траекторию его движения не подействовали сотни камней, встретившихся ему в пространстве? Это вряд ли.

Однако, возвращение Роя интересно даже не этим. Он возвращается, когда осознает, что настоящие ценности — это люди рядом с ним. Когда, наконец, он меняется. И это осознание внезапно искупает всё: он смог вернуться из безнадежной ситуации, его дождалась жена, его простило военное командование...

(где-то за кадром пробежал единорог с радугой из задницы)

Хочу напомнить, что там идут военные действия. Сегодня даже в мирное время его ждал бы трибунал за то, что он натворил. При этом он стал причиной гибели экипажа, который летел делать ровно то же самое, что сделал он сам. То есть, с точки зрения командования, у него не было ни одной реальной причины замещать экипаж собой. В самом лучшем случае его должны были лишить всех званий и привилегий и уволить без почестей. А по-хорошему, еще и посадить. Он же не стал героем, уничтожив корабль. Он нагло заменил собой других героев, которым это было поручено.

Но тема всепрощения, опять же, укладывается в религиозную подоплеку фильма (что также наводит на мысль о том, что она там помещена намеренно). Американский кинематограф вообще, когда делает ставку на сборы, грешит тем, что часто не находит смелости дожать драму до максимума, чтобы вдолбить идею. Он как добрая бабушка, которая расскажет страшилку на ночь, но все обязательно кончится хорошо (а то взрослые детки расстроятся и не посоветуют друзьям тоже посмотреть не-расслабляющий фильм после тяжелого рабочего дня).

Так о чем же фильм?

В сухом остатке мы имеем историю о том, что человек, не замечавший жизни и человеческого тепла рядом с собой, пытался найти что-то в космосе, но находил только пустоту. В итоге он осознал, что все ценное всегда было рядом с ним и вернулся к этому.

Мне не нравится заложенная идея бессмысленности космических программ как таковая, но если встать на сторону авторов и поработать с теми посылами, которые они заложили, получается очень слабая и беззубая история. Можно ли ее усилить, улучшить? Безусловно!

Что и как можно улучшить?

Исходя из того, что по сюжету герой, все же, должен полететь на корабль отца, мотивацией отправить его на Марс должна стать не необходимость передачи радиосообщений, а его непосредственное участие в миссии по уничтожению корабля. Возможно, он даже должен его возглавить — капитана, которого убила горилла, на самом деле не было. Этим капитаном мог быть он сам. Но на Марсе он теряет самообладание и его снимают с задания, отправляя тех, кто остался (это решает сразу несколько проблем фильма, в том числе и то, почему Рой так уверен, что без него им туда не добраться).

Пожилой астронавт, как я уже отмечал, должен тайно, «по секрету» передать ему данные еще на Земле, что и заставит героя всю дорогу сомневаться в мотивах командования.

Сцены погони на Луне и в «мертвом корабле» просто не нужны. Возможно, их следует заменить каким-то другим экшеном, но в текущем виде их просто можно (и нужно) удалить из фильма.

В финале, когда герой оказывается на старом корабле вместе с отцом, он также приходит к пониманию того, что всё это тлен, и ценно только то, что рядом — но ничего этого у него уже нет. Он все потерял, и вернуться — невозможно. Таким образом к идее фильма добавляется угроза: если ты вовремя не опомнишься, будет уже поздно! Возможно, он видит свою жизнь по возвращении в последних мечтах перед взрывом.

Да, трагично, безысходно, но правдоподобно и, главное, заставляет задуматься, а не это всё «ешь, молись, люби — никогда не поздно исправить». Неправда! Однажды ты проходишь точку невозврата и становится поздно. Если бы в конце фильма была такая правда, ему многое можно было бы простить. Но «хэппи-энд» здесь — это ложь. Последняя мысль перед титрами — ложь. И это непростительно.

5/10